?

Log in

No account? Create an account
You are not alone
Дневник вышедшего из бункера
О конце российской космонавтики 
28th-Jun-2017 02:13 pm
Inuyasha
Какое-то время назад один мой знакомый сказал мне примерно следующее: "я гадаю, через какое время Россия перестанет быть космической державой". Вопрос очень печальный и в то же время актуальный. Потому что уже несколько лет все происходящее говорит о том, что все плохо.


Поэтому вытащу один пост из FB:

В каком-то смысле, потеря лидерства в космосе - финальный аккорд в разрушении России как технологической державы. Долгое время еще можно было
говорить "зато мы делаем ракеты", но сейчас, увы, аналогичные ракеты делают все, а лидеры делают совершенно новое поколение. Но главное - не ракеты.
И даже не спутниковые группировки. Главное - какова миссия этого бизнеса. Каковы цель, план, и каков профит (во всех смыслах) в конце
многодесятилетних усилий.

Я абсолютно убежден, что эпоха заполнения космоса спутниками связи и интернета (даже со всем масштабом переноса в космос всего интернета - и людей и
машин) - это финальный аккорд второй эпохи, когда космос был лишь опорой земных индустрий. Новая эпоха - это космос как площадка нового
индустриального развития, размещения базовых инфраструктур новой экономики (в том числе, например, и из сображений минимизации влияния на климат и
иных вредных последствий). К следовательно, масштабное и массовое строительство на орбите. А это потребует добычи космических ресурсов и сборки 95%
орбитальных конструкций из того, что "уже там" (в том числе из "космического мусора"). И эта мега-стройка, создание космических "верфей", по
настоящему откроет нам дальний космос во всех смыслах. Без этого о нем не нужно даже и мечтать.

Я абсолютно уверен, что сказанное уже в планах ведущих глобальных игроков. Я лично много говорил и с Питером Диамандисом, и с инвесторами Space X, я
точно знаю, что их публичные стратегии - это "малая правда". И полное - тотальное - отсутствие этой рамки и масштаба в планах Роскосмоса - это, увы,
катастрофа. Это второй Зеленоград, итогом которого стало то, что вся электроника - импортная(
Мы еще будем летать на индийских ракетах, арендовать углы на китайских станциях, и мечтать, чтобы нам дали посмотреть на отчеты об американских
экспедициях.
Мой последний слайд был про то, что с нынешними трендами долголетия, мы до этого всего доживем. И я не хочу испытать чувство глубочайшего позора. И
я, увы, пока не представляю, как этого позора нам избежать.


Оригинал: https://www.facebook.com/kuznetsov.eu/posts/1281410081895502


И немного моих мыслей на тему:

Подозреваю, что финальной точкой (а точка невозврата, борюсь, уже пройдена) для нас станет закрытие МКС. Для политиков наше присутствие в программе – способ "не потерять лицо" и сказать "Russia can into space". Но:
Постсоветская пилотируемая космонавтика во многом существует только благодаря заказам на извоз и деньгам NASA (желающие могут поинтересоваться, кому на самом деле принадлежит модуль "Заря"). Эти деньги спасли Роскосмос в 90-х, и NASA продолжает косвенно (покупая места в Союзах) поддерживать его и сейчас. Но уже года через два-три эта поддержка закончится.


Что мы сделали за последние четверть века?
Мы выбросили Энергию и Буран, и на тот момент это было правильно – сверхтяж и челнок страна потянуть не могла, да и задач под них не было.
Мы запилили бесполезную "Ангару", которая не летает и, скорее всего, будет летать только с военными спутниками.

Да, я пессимистичен.
Надеюсь, что "Феникс" и "Сункар" смогут вдохнуть жизнь в нашу космонавтику. В том смысле, что это будет что-то, что реально (а не как "Ангара") летает.
Возможно, рано или поздно в космической отрасли найдётся свой Кириенко, который вытащит все со дна. Но – не думаю. Атомную отрасль наши политики всегда считали важнейшей для страны, а ракетной всегда (и в советское время тоже) отводились вторые позиции.
И главное - я боюсь, что мы уже потеряли ключевые кадры. Не только среди инженеров, но даже в отряде космонавтов (
Даже воспитав новые, окажемся на вторых, относительно США и Китая, позициях. Если не на третьих.

P.S.
Самое забавное, что наблюдая за текущими темпами развития, я скорее поверю в северокорейскую пилотируемую программу 2030 года, чем в российскую.
</i>

This entry was originally posted at http://snownoise.dreamwidth.org/170840.html
Now there are comment count unavailable comments in the original post.
Comments 
28th-Jun-2017 08:37 pm (UTC)
>> Главное - какова миссия этого бизнеса
Грести деньги лопатой.
Это цель любого бизнеса, просто по определению.

И про инвесторов, детище Маска и все такое - они инвесторы.
Не меценаты.
Они расчитывают получить прибыль.

Ну вспомним обещания, когда продвигали Спейс Шаттл, и что?
А инвесторы, фирмы и прочие - никто, вроде помиру не пошел, правда забавно, учитывая, сколько платили за полет Шаттла и вывод килограмма...

28th-Jun-2017 08:44 pm (UTC)
Как будто получение прибили это что-то плохое.
Если ребята хотят сделать миллиарды на освоении космоса, создав для этого рынок, то это же прекрасно.
Куда как лучше, чем неосвоение Роскосмосом или сверхдорогие сверхдолгие сверхперестраховочные программы NASA.
28th-Jun-2017 08:53 pm (UTC)
Получение прибыли - неплохо само по себе.
Но, я ж недаром поминаю Шаттл.

Прикол в том, что Маск не на свои деньги разрабатывает продукт, ему то же НАСА вливает средства.
Ну представим, Маск обещает, обещает, а потом раз, и не вышло, "не шмогла", а НАСА уже влило в его шарашку кучу денег.
Что они сделают?
Как и с Шаттлом - будут платить бешенные бабки за вывод килограмма.
У государства титька большая, ага.

У нас свои игрища - у Ангары - свой производитель и разработчик, а вместо него свою РН предлагает совсем другая фирма - в гробе они видели освоение космоса, у них бизнес, не пропихнешь свое - будешь лапу сосать, и хорошо если лапу...
28th-Jun-2017 09:09 pm (UTC)
Ну представим, Маск обещает, обещает, а потом раз, и не вышло, "не шмогла", а НАСА уже влило в его шарашку кучу денег.
Что они сделают?
Как и с Шаттлом - будут платить бешенные бабки за вывод килограмма.
У государства титька большая, ага.


Сомневаюсь.
Они вкладывали деньги в SpaceX как раз для того, чтобы порвать монополию зажравшегося ULA, который задрал цены настолько, что даже государство охренело. Думаю, там не дураки сидят и ракетных монополий создавать больше не позволят.
Поэтому не выйдет у SpaceX (кстати, что там не выйдет? Falcon9 прекрасно летает и задачу уже выполнил, уронив цены вдвое даже на текущей ракете Block3, а через годик и Block5 будет) - купят ракеты у Безоза. Он как раз новый движок BE-4 выкатил.

Кстати, по некоторым данным, цены на военные пуски у ULA и SpaceX отличаются даже не вдвое (как по гражданским), а вчетверо. Ибо зажратый монополист такой зажратый.
28th-Jun-2017 09:26 pm (UTC)
>>Они вкладывали деньги в SpaceX как раз для того, чтобы порвать монополию зажравшегося ULA
Правильно.
Порвать монополию.
Убить дракона.
И занять его место.

Если фирмы конкуренты подохнут, то выбора ж не будет, правильно?
Можно будет загнуть сколько угодно.
Вон, вояки, платят и будут платить.

Это ж бизнес.

>>Поэтому не выйдет у SpaceX (кстати, что там не выйдет? Falcon9 прекрасно летает и задачу уже выполнил, уронив цены вдвое даже на текущей ракете Block3, а через годик и Block5 будет) - купят ракеты у Безоза. Он как раз новый движок BE-4 выкатил.
Термин "демпинг" совсем незнаком?

Тот же Безос от Маска по масштабам далек.

Вообще, логика говорит о том, что многоразовость не означает удешевление.
Нет, ежели Маск выкатит свою бухгалтерию на обзор, с пояснениями, тогда да, поверю.
А так - нет, ибо он типичный впариватель.

>>Кстати, по некоторым данным, цены на военные пуски у ULA и SpaceX отличаются даже не вдвое (как по гражданским), а вчетверо. Ибо зажратый монополист такой зажратый.
А это все слухи, потому как официально, емнип, ценник не озвучивался - поминалась специальная сертификация, "ну вы же понимаете..."...

Официальной оферты, кстати, нет даже на гражданские запуски - пизди как Троцкий без помех, товарисч Маск!

У него, вон, Тесла, ни разу, почитай, прибыльной не была, хотя и пользуется всякими поддержками за "зеленость".

29th-Jun-2017 01:01 am (UTC)
Правильно.
Порвать монополию.
Убить дракона.
И занять его место.

Убить ULA (то есть Боинг+Локхид, с их лоббистами) это фантастика. Это непотопляемый динозавр, у какие-то заказы у которого будут всегда, причем по чисто политическим причинам.

Кроме того, я не понимаю, откуда такая уверенность в том, что цель это стать монополистом? Потому что монополия это то, чем с каждым годом на пусковом рынке пахнет все меньше и меньше.


Термин "демпинг" совсем незнаком?
Учитывая написанное выше и то, что рынок необычный и жестко контроллируемый – удушить конкурентов низкими ценами и задрать свои никто не даст.


Главное, я вообще не понимаю, о чем разговор и к чему эти хитрые теории "а на самом-то деле он...".

Люди хотят заработать очень много денег на коммерческих (именно коммерческих, потому что рынок государственных ограничен и поделен) пусках, для чего хотят создать саму потребность рынка в пусках-каждый-день. Тот самый спутниковый интернет на тысячи спутников именно для того придуман -
придумать для первого этапа что-то, для чего нужно запускать ракеты сотнями.


Мне кажется, что ты очень стараешься найти какую-то наёбку, но её просто может не быть. Я вижу, что люди хотят в перспективе а) сделать деньги на смене модели - не продавать дорогие ракеты поштучно, а продавать дешевые сотнями, что куда более прибыльно (Форд от ракет). Но для этого нужно создать рынок, чем SpaceX и еще несколько компаний занимаются.
б) готовы ради этой вкусной плюшки ждать годы, если не десятилетия
в) получить плюшку, куда более крутую, чем деньги: обессмертить своё имя в истории
При этом всё может быть честно и никто никого не кидает.


Тот же Безос от Маска по масштабам далек.
Пока да. Но он начал позднее. Но прогресс-то очевиден, если новая ракета ULA будет летать на движках BE-4 (да, уже есть контракт).
Монополией, опять же, не пахнет - вот тебе второй новый независимый поставщик.

А это все слухи, потому как официально, емнип, ценник не озвучивался - поминалась специальная сертификация, "ну вы же понимаете..."...
Слухи или нет, но вот даже ВВС с августа будет запускть X-37 на Falcon-9 вместо Atlas-5.
29th-Jun-2017 01:41 am (UTC)
Вообще это интересная (и частая) деформация, когда люди видят в любом бизнесе распил и воровство, тогда как там явно видны очень долгосрочные планы.
Полагаю, это из-за жизни в России, где строить долгосрочный бизнес просто невозможно.

Но в стране со стабильно экономикой куда лучше получить много миллиардов лет через дохуя, чем чутка миллионов прямо сейчас.
Oh shit, wait... Маск же уже был миллионером до SpaceX и Tesla...

Edited at 2017-06-29 02:02 am (UTC)
28th-Jun-2017 09:31 pm (UTC)
И, по части "летает".
Создать летающее сейчас - это не вопрос.
Вон, КНДР много чего создало, летает, ага.

То что у кого-то и когда-то не летит, а падает, это другой сложный вопрос.
Вон, у Маска не взрывалось что-ли?
29th-Jun-2017 01:30 am (UTC)
Очень странный аргумент. Взрывалось, да.
Но это не значит, что создать дешевую эффективную ракету это "не вопрос". Потому что из конкурентов за те же деньги только Протон, а он сейчас ещё чаще взрывается.
This page was loaded Nov 19th 2017, 2:00 pm GMT.